За что нельзя ругать ребенка

imageskkk«Мааам! Меня папа отругал!»

 – «За что, сынок?» 

– «Не знаю…» 

Стоп, внимание! Если ребенок не понял, в чем провинился, значит, вы зря потратили время и нервы. Просто разрядились для себя, но никакого урока своему ребенку не дали. Вы теряете родительский авторитет, потому что каждое ваше замечание должно давать какой - то результат. Кстати, нужно ли ругать ребенка за проступки? Безусловно, без этого не обойтись. Но вы должны знать, что есть ситуации, в которых  ругать ребенка приниципиально не нужно, потому что это в дальнейшем вам обойдется дороже.

Итак, вот они:

1. Если ребенок совершил поступок нечаянно – что-то разбил или пролил, упал в лужу, порвал новые брюки и так далее.

Почему? Потому, что учить детей аккуратности и умению сосредоточиться на совершаемых действиях нужно, но ругать их за рассеянность – практически бесполезно. Они этого просто не поймут. Зато могут начать обманывать, скрывать последствия нечаянно совершенных поступков, боясь родительского гнева, и при этом не станут внимательнее относиться к вещам, которые не имеют для них большого значения.  Не надо забывать, что наши дети только познают мир. Понять, что каждый поступок  имеет последствия, они смогут, только убедившись в этом на практике. Попробуйте. Двухлетний карапуз вполне может вытереть тряпкой разлитый кефир (пусть плохо, не в этом суть), четырехлетний – постирать испачканную одежду. Порванные штаны можно попросить ребенка зашить самостоятельно, а если он уже в сознательном возрасте, объяснить ему, что покупка новых брюк на ближайшее время не запланирована, а раз так – придется походить с заплаткой. При этом самое важное – выполнить это  обещание, на время  забыв о собственных эстетических потребностях, и о том, что скажут соседи. Ведь вы закладываете азы воспитания в своего ребенка, а совершая ненужные массовые покупки, тем самым, внушаете небрежное отношение к вещам.
2. Когда ребенок старается, но все равно не справляется с делом, эмоциями или ситуацией.

Если ребенок не ленится и не халтурит, и  ему  не хватает опыта, сноровки, знаний -  это лишь временные неудачи. Если он хочет сделать дело хорошо, но, пока не выходит - ругать его за то, что не получается– это большая ошибка. Он потеряет интерес к выполнению задания, а возможно, и вообще к этой деятельности. Формируется комплекс «неудачника». Представьте себе нервного начальника, стоящего у вас за спиной, придирающегося к каждой мелочи и  требующего мгновенного и стопроцентного результата. 
Не забывайте, что все мы чему-то учимся в течение жизни, и все ошибаемся. Человеку свойственно ошибаться  - «еrrare humanum est», сказал герой фильма «Место встречи изменить нельзя", которого незаслуженно приняли за убийцу.   Когда мы ошибаемся, нам бывает нужна поддержка близких, а не конструктивная критика. Ребенка можно поддержать советом, терпеливым разбором ошибок и поиском новых решений, а, может быть, всего лишь добрым словом. Вместо «Ты пишешь, как курица левой лапой !» или «Думай головой!» всегда можно сказать «Посмотри, как у тебя здесь красиво получилось, старайся теперь все буквы так писать» и «Ты умный мальчик, ты обязательно решишь задачу, если внимательно прочитаешь условие», ведь вера в себя – это половина успеха в любом деле.

3. Если ребенок нарушает правила, которые мы и сами не очень-то соблюдаем.

Почему? Потому, что если существуют правила, то они распространяются на всех. Если ребенку нельзя есть в комнате, то почему мама ест бутерброд в гостиной, сидя перед телевизором? И почему папа так страшно ругается, когда его «подрезают» на дороге, если говорить плохие слова нехорошо? А раз так - значит, прислушиваться к их словам необязательно. Дисциплинировать нужно, прежде всего, себя, а затем требовать соблюдения дисциплины от ребенка.

 4. Если ребенок совершил проступок из лучших побуждений

Почему?  Если ребенок по велению сердца подарил приятелю дорогую игрушку, от души угостил друзей вареньем из «неприкосновенного запаса» или погладил мамин кружевной пеньюар, превратив его в жалкую дырявую тряпочку, не надо обрушивать на него шквал отрицательных эмоций. Добрые движения души важно не вспугнуть, не «задавить» еще в детском возрасте взрослым прагматизмом. Нужно аккуратно и бережно объяснять ребенку, как поступать в тех или иных ситуациях, и обязательно хвалить его за добрые намерения,  подчеркивая их первостепенность. Поверьте, беречь вещи он научится обязательно, когда начнет тратить свои кровно заработанные, а вот учиться доброте иногда бывает поздно.

 

Сарсенгалиев Р.К. июнь 2015 г. 

Мы в социальных сетях